А где вы берете вдохновение?
Вдохновение тяжело найти, оно не продается. В молодости вдохновение приходит все время. Когда пишешь стихи, то, в первую очередь, вдохновение – это любовь, какие-то чувства. В старости похуже с вдохновением, но тоже приходит, когда заводишься. Я в прозе пишу вечно длинные романы, и сложно вдохновение удержать рядом с собой. Поэтому заводишь себя, заводишься на героях, они уже в уме у тебя действуют, ходят, говорят что-то… Бывает, и ночью с ними разговариваешь. Я-то, вообще, пишу в вдохновении, жду вдохновения, поэтому мне тяжело пишется. А есть люди, которые просто говорят: «Я вот писатель, я с утра сел — и нужно написать». И они тоже правы. По-моему Носов, как-то писал, что не мог найти начало повести. Когда написал сто двадцать страниц, не мог найти начало, но потом отбросил основную часть — и пришло начало. То есть вдохновение иногда приходит в процессе работы. Но у меня другой путь, я действительно жду вдохновения. Оно приходит неизвестно как, иногда ночью вскакиваешь (у тебя уже крутился этот сюжет, эти образы крутились месяцев шесть-семь, даже год-два), а потом они сгруппировались, и ночью ты чувствуешь, что уже невозможно не написать, но это очень редкий случай. Такое вдохновение — это удача большая, когда ты садишься, как будто тебе диктуют сверху. Раньше так и было, когда от руки писал, как автомат просто, сейчас помедленнее. Набрать я не умею вслепую, поэтому смотрю еще на буквы на клавиатуре.
Что играет большую роль в деятельности писателя — талант или усердный труд?
И то и другое нужно, но без таланта невозможно. А потом, талант — это такое дело… Как определить этот талант? Я считаю, что все люди изначально талантливы. Талант есть у всех, надо его развивать. Развивать знанием, учебой, трудом. Но и труд —неотъемлемая часть. Если кто-то говорит, что быстро пишет, хорошо и легко, - не верьте, для этого нужен труд. Как Хемингуэй говорил: «Надо писать стоя, а править сидя в кресле». То есть очень долго править, вычитывать текст – вот он, труд. В музее Пушкина на Мойке на подставке для рукописей лежат его листы. Сто раз исчерканы. Если нет труда, даже у самого гениального писателя, даже по вдохновению выпалил, но это не значит, что получилось то, что надо дать читателю. Это надо быть гением, чтобы так писать. Как Ф.М. Достоевский писал, сдавал в типографию, там печатали, а потом ему в голову приходило переделать что-нибудь, да поздно.